Какие последствия для здоровья несет вирус и что можно сделать, чтобы восстановиться после тяжелой болезни? Разобраться в этих вопросах «РБК Стиль» помог Олег Глазачев, профессор кафедры физиологии Сеченовского университета .
Коронавирусная инфекция может иметь последствия для человека, даже если он болел в легкой форме. Заражение приводит к сбою работы внутренних систем организма. В первую очередь нарушаются функции легких, а точнее — их способность забирать кислород из воздуха и передавать его далее всем органам. Помимо этого, часто возникает поражение нервной и сердечно-сосудистой систем. Пациенты после выписки из стационара испытывают сильную слабость и одышку даже при минимальных физических нагрузках.
Главный реабилитолог России, профессор Галина Иванова заявила [1], что «реабилитация нужна всем пациентам вне зависимости от наличия и выраженности у них нарушенных функций. Но особенно в ней будут нуждаться пациенты, перенесшие инфекцию в среднетяжелой и тяжелой формах».
Одна из технологий восстановления пациентов после COVID-19, которую используют сегодня во всем мире, — российская. Она повышает устойчивость к недостатку кислорода и улучшает переносимость физических нагрузок за счет временной гипоксии.
Немногие знают, что снижение уровня кислорода может быть и полезным для организма. Главное здесь — умеренная дозировка. О том, как работает технология, рассказывает Олег Глазачев.
Гипоксия и коронавирус
Термин «гипоксия» широко применяется в практической медицине как указание на снижение содержания кислорода в крови, отдельных органах и тканях организма. Возникнуть такое состояние может по разным причинам — при нехватке кислорода (например, в горах), из-за проблем с легкими, нарушения кровообращения или из-за низкого содержания эритроцитов и гемоглобина в крови. В последнее время термин «гипоксия» все чаще упоминается в связи с коронавирусом.
COVID-19 отличается впечатляющей неоднородностью симптомов — и в этом его главная опасность. У пациентов с тяжелой гипоксемией (низким уровнем кислорода в крови, определяемого с помощью специальных приборов — пульсоксиметров) может быть как выраженная одышка, так и спокойное дыхание. Последнее как раз и ставит врачей в тупик, что даже породило термин «счастливая гипоксемия». Среди всех пациентов из Уханя, инфицированных SARS-COV-2, только 19% жаловались на одышку. Не имели одышки 62% пациентов с тяжелым течением заболевания и 46% из тех, кто был в дальнейшем переведен на искусственную вентиляцию легких из-за выраженной дыхательной недостаточности [2].
А ведь от уровня кислорода в организме зависит кровоснабжение клеток, обмен веществ и количество энергии. Когда его становится недостаточно, нашему организму приходится адаптироваться — включать сберегающие и компенсационные механизмы. Для этого клетки в тканях и органах сначала должны «почувствовать», что им не хватает кислорода, а как именно это происходит, ученые не могли понять десятилетиями. Но в 2019 году американцы Грегг Семенза, Уильям Келин и англичанин Питер Рэтклифф получили Нобелевскую премию за открытие молекулярных механизмов адаптации клеток к гипоксии.
Методы восстановления после коронавируса
Один из действенных методов работы с последствиями коронавируса и профилактикой развития серьезных осложнений — пребывание в горах. Кристиан Ариас-Рейес из медицинского факультета Университета Лаваля в Квебеке (Канада) предположил, что повышенный уровень УФ-излучения на большой высоте может снизить выживаемость вирусных частиц COVID-19, а физиологическая высотная адаптация — обеспечить защиту организма от вирусных инфекций и развития заболевания.
Однако, по мнению доктора Йоханнес Буртчер из Швейцарии, низкий уровень заболеваемости в высокогорных районах может быть связан с естественным социальным дистанцированием [3]. Что касается России, то, к сожалению, у большинства наших сограждан нет возможности уехать в горы и провести там период изоляции. Этот период «вынужденного простоя» организма и отсутствие достаточного солнечного света привели к снижению физического статуса и иммунитета в целом, а также к ухудшению психологического состояния.
Особенный горный климат — не единственный метод реабилитации после COVID-19. Одной из последних технологий восстановления с помощью гипоксии стала ReOxy-терапия, которая заключается в дыхании через маску короткими интервалами (до 6–7 минут) гипоксическим воздухом, чередующимся с воздухом, обогащенным кислородом. Смысл этой терапии — возврат к нормальному обеспечению кислородом, а это одна из приоритетных задач как в реабилитации пациентов с сердечно-сосудистой патологией, так и больных после COVID-19.
Кислородное насыщение крови и другие жизненно важные параметры измеряются с помощью датчиков во время всей процедуры. Если уровень кислорода в тканях опускается ниже определенных индивидуальных значений, содержание кислорода во вдыхаемом воздухе и его объем автоматически увеличиваются. По своим характеристикам терапия не имеет аналогов [4].
Более наглядно процедуру можно представить так: пациент в считанные минуты «поднимается» на определенную высоту и также быстро «возвращается» на равнину. Причем высота подъема и длительность нахождения «в горах» подбирается строго индивидуально с учетом реакции организма на гипоксию. Во время сеанса тренировки «подъем» и «спуск» повторяются многократно.
Несмотря на то что аппарат «самостоятельно» рассчитывает эффективную и безопасную терапевтическую дозу гипоксии, ReOxy-терапия как метод медицинской реабилитации должна назначаться и выполняться под контролем врача. В то же время здоровые лица или пациенты, уже проходившие процедуры под контролем врача, могут использовать этот аппарат в домашних условиях.
Первые сведения о возможности применения данного метода в реабилитации пациентов после COVID-19 были получены от профессора Роберто Педретти из IRCCS Multimedica (Италия) в мае. В интервью для Daily Mail 2 июня было упомянуто, что «профессор начал испытания потенциально нового реабилитационного лечения для пациентов с COVID-19, не способных тренироваться в достаточной степени, чтобы восстановить емкость легких. В исследовании будут использованы аппараты ReOxy, которые обеспечивают индивидуально дозированную интервальную гипоксически-гипероксическую терапию (ИГГТ)»[4].
Где и как используют российскую технологию
В Европе аппарат зарегистрирован как медицинское устройство, и благодаря этому метод применяется ведущими специалистами Германии, Италии, Швейцарии. Его также используют в странах Юго-Восточной Азии.
С начала лета метод стал доступен и в России. Симон Мацкеплишвили, заместитель директора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, говорит: «В Медицинском центре МГУ им. М.В. Ломоносова за время вспышки COVID-19 был разработан собственный протокол лечения коронавирусной инфекции, который позволил спасти многих пациентов и который сейчас активно используется в других странах. В настоящее время мы внедряем комплексную программу реабилитации больных, перенесших COVID-19, включающую самые эффективные и безопасные методы — гипокситерапию, ингаляцию гелиево-кислородной смеси и другие».
Метод применяют для реабилитации пациентов Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова, Университетской клинической больницы № 1 ПМГМУ им. Сеченова, ряда клиник и реабилитационных центров Управления делами Президента РФ, а также для реабилитации пациентов других частных и государственных медицинских учреждений. Методика представлена по всей стране.
Источник: style.rbc.ru